Самым популярным видом спорта в России становится статистика.
Вчера в «Одноклассниках» на странице абсолютно постороннего человека из числа тех, которых этот сайт упорно называет «друзьями» моих «друзей», прочитал какой-то невнятно-эмоциональный пост. Что-то на тему: «какой ужас, что нас (россиян) разгромили в Ванкувере».
Для меня это стало новостью. О том, что меня «разгромили», да еще и в Ванкувере, узнать было неожиданно. Я в этом Ванкувере отродясь не был. Все, знаете ли, последнее время максимум до Петербурга или Краснодара, да обратно. К тому же никто вроде меня не «громил». Так в чем же причина эмоций?
Углубляемся в дебри новостных лент. Выясняется, что, оказывается, Россия проиграла (?) Олимпиаду. Становится интересно – в каком же это виде спорта она проиграла. Она там что, метала молот? Или на санках каталась? Или на коньках бегала? Вся?!
Выясняется, что нет. На санках там катался Альберт Демченко. На коньках бегал Иван Скобрев. А молот там вообще не бросали, потому что его летом бросают. Зимой он, видимо, слишком холодный.
ОК, с Россией вроде разобрались. Теперь с проигрышем. И тут выясняется интересная подробность-очевидность. Оказывается, Россия проиграла в таком новоиспеченном виде спорта как… статистика. Она там по этой самой статистике занимает 11-е место в «медальном зачете». Так сказать, оптом. Американцы или немцы забрали на полтора килограмма медалей больше.
И это всех расстраивает. Только причем же тут спорт?
Когда спорт стал «считаться» килограммами? Почему это важно?
Может, важнее другое? Медаль Евгения Плющенко в фигурном катании. «Золото» Никиты Крюкова в лыжном спринте. Красивый бег Ивана Скобрева, завоевавшего «серебро» на 10-километровой конькобежной трассе. Успех Ольги Зайцевой и Евгения Устюгова в биатлоне. Их пот, труд, радость победы… Нет, оказывается, это все не важно.
Потому что это не люди. Это – пушечное мясо национального престижа. Вот даже и премьер-министр выступил по поводу не слишком впечатляющих результатов российских спортсменов на Олимпиаде и даже пообещал сделать «оргвыводы».
Счетная палата России проверит национальный олимпийский комитет России, федеральное учреждение «Центр спортивной подготовки сборных команд РФ» (есть, оказывается, и такое!) на предмет «установки точного объема средств, потраченных на подготовку российских спортсменов». Иными словами, почему при энном вложении рублей не вышло энного килограмма медалей.
Правда, премьер оговорил, что «у нас есть выдающиеся спортсмены, и на фоне общей критики мы не должны забыть тех, кто показал хорошие и отличные результаты». Однако почему-то не покидает уверенность, что это как раз и забудут. Будут усиленно сверять рубли с килограммами. Это ведь тоже – особенности национального спорта. Тем более, что опозорили, понимаешь, отечественные физкультурники национальный престиж. Нехорошо-с. Надо разбираться.
Кстати, в истории это уже было. После XI Олимпийских игр в Берлине. В 1936 году. Тогда Адольф Гитлер впервые заявил, что спорт – это вам не просто так, а государственное дело! Поставил задачу перед германскими спортсменами «доказать превосходство арийской расы». Но вышла накладочка. Наибольшее количество золотых медалей взял чернокожий американец Джесси Оуэнс. Ну, то есть человек абсолютно неприемлемого для «престижа» цвета.
О престиже, кстати, задумались и в связи со следующим «всегалактическим турниром» – в Сочи. И надо сказать, что российские чиновники готовы защищать этот престиж куда истовее российских спортсменов.
Во всяком случае, председатель оргкомитета «Сочи-2014» Дмитрий Чернышенко нашел решение проблемы сочинского долгостроя и предложил подогнать к городу спальные вагоны, дабы в них жили (!) те, кто приедет на Олимпиаду. Ну, как тут не вспомнить олимпийскую рекламу, озвученную проникновенным голосом Познера: «У нас не получится обыкновенно…» Это уж точно!
Как ни странно, авторов подобных инициатив пока никто не предлагает проверить – ни в Счетной палате, ни у психиатра. Хотя, чему удивляться: как известно, спорт – это физкультура, доведенная до абсурда. Но на этом фоне радует, что раздался хотя бы один трезвый голос – президента «Российских железных дорог» Владимира Якунина. Он предложил жить в вагонах самому автору идеи: «Вагоны ему поставим»…
Когда Пьер де Кубертен возрождал Олимпиады, он назвал их играми. И сформулировал их главный принцип: «Главное – не победа, а участие». Наверное, он все-таки знал, что делал…